Зарядное устройство для аккумулятора своими руками

Зарядное устройство для аккумулятора своими руками

Владельцам автомобилей приходится сталкиваться с вопросами обслуживания своего транспортного средства. Но обращаться в сервисные центры по каждому даже незначительному поводу накладно, поэтому мелкие неисправности большинство предпочитает устранять самостоятельно. К ним вполне можно отнести и разрядившийся аккумулятор. Обычно для его зарядки применяют специальное оборудование, которое достаточно широко представлено на рынке.

Однако многие автомобилисты со стажем предпочитают собирать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Конечно, оно будет отличаться от промышленных моделей и не всегда в лучшую сторону. Но это не смущает автолюбителей, привыкших экономно расходовать средства. Поэтому мы решили немного помочь владельцам авто и предоставить схему простейшего ЗУ с подробным описанием всех этапов работы.

Что представляет собой ЗУ и где применяется

Как и положено в таких случаях начнем повествование с ознакомления с прибором и его назначения. Зарядные устройства используются для восстановления аккумуляторов. Они представляют собой источник постоянного тока с напряжением в 12-14В. Первые ЗУ состояли из двух основных блоков:

  • Трансформатора;
  • Выпрямителя.

В силу своих конструктивных особенностей они имели большой вес, но в то же время были одними из самых дешевых, чем и завоевали популярность у владельцев авто. Они и сегодня используются достаточно часто. В качестве выпрямителя в таких устройствах используется полупроводниковый диод или мост. Особой разницы между этими двумя вариантами не существует, поэтому можно выбрать наиболее удобную для того, сто будет собирать. Единственное отличие состоит в потреблении мощности у второй схемы оно меньше. Что касается стоимости, то реализация зарядки на схеме с диодным мостом обойдется дороже и будет более сложной в производстве.

Кроме рассмотренных элементов ЗУ оснащается:

  • Выключателем;
  • Амперметром.

Последний необходим для контроля за параметрами тока и подключается при помощи провода со специальными крокодилами.

Необходимые радиодетали для сборки ЗУ
Необходимые детали для сборки

Но есть и более сложная модификация зарядных устройств – импульсная. Такие устройства обладают рядом преимуществ одним из них является наличие надежной электронной защиты от КЗ, скачков напряжения в сети и переполюсовки. Их схема основана на инверторных преобразователях, что позволило значительно уменьшить вес и габариты. Однако, привело к возрастанию стоимости практически в 2 раза.

Что потребуется для сборки

Чтобы воплотить свою задумку в реальность нужно немного. Из инструментов потребуются:

  1. Паяльник;
  2. Ножницы для того чтобы отрезать необходимый по размеру кусок фольгированного текстолита;
  3. Маркер для рисования плат;
  4. Припой;
  5. Провода, используемые в цепи высокого напряжения;
  6. Кабель для подключения к аккумулятору (сечение 10 мм²);
  7. Крепежные элементы;
  8. Трансформатор;
  9. Дрель с комплектом сверл.

Для схемы будут нужны радиодетали, корпус можно взять от какого-либо ненужного прибора. Главное условие, чтобы он подходил по размеру. После того, как все необходимое будет подобрано можно приступать непосредственно к сборке прибора.

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

В специальной литературе можно найти огромное количество разработок по этой тематике. Для тех, кто ранее не занимался сборкой электронных устройств стоит выбрать самую простую. Как вариант можно взять приведенную на этом рисунке.

avtomobilnoe-zarjadnoe-ustrojstvo-svoimi-rukami-600x319 (1)

Мы рассмотрим только одну из множества схем зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов, которые можно собрать своими руками. В большинстве они работают по такому же принципу, как и описанный в этой статье прибор. Отличия состоят в основном в используемых деталях и выходных параметрах. Возможно добавление в схему элементов для более точной регулировки, но существенных отличий у них нет.

Этапы сборки ЗУ

Для того чтобы собрать устройство, предназначенное для восстановления батареи, вам потребуется трансформатор, который можно позаимствовать в ламповом телевизоре. На его сердечнике имеется две обмотки, которые рассчитаны на напряжение до 7 В. При подсоединении их последовательно вы получите необходимые 12-24В на выходе. Наматывая провод нужно следить чтобы не оставались пустоты между витками. Они должны плотно прилегать: последующий к предыдущему. Через каждые 100 витков должна находиться изоляция.

Смотрим видео, этапы сборки:

Рассчитывается их количество исходя из сечения провода. Если оно составляет 1,5-3 мм то при частоте 50 Гц на 1В потребуется 5 витков. Значит, для получения 18 В придется сделать 90.

После того, как с трансформатором окончили можно приступать к сборке электронной части схемы зарядного устройства для аккумулятора, собираемого своими руками. Для этого нужен диод высокой мощности и кулер для обдува системы во избежание перегрева.

Также придется купить следующие детали:

  • Транзистор КТ819 с металлическим корпусом;
  • Переменный резистор КУ202Н.

Если эти элементы не получается найти, то можно заменить их другими, но только в крайнем случае. Особенно важно подобрать резистор, так как он отвечает за регулировку напряжения на конце схемы собранного пуско-зарядного устройства своими руками. И от того насколько правильно она будет работать зависит интенсивность восстановления аккумуляторной батареи.

Что касается элемента для охлаждения, то для этой цели подойдет кулер с компьютера. Его подключают к выходу собираемого устройства. Задача этого элемента охлаждение обмотки и диода. Это нужно учитывать при выборе его месторасположения.

Чтобы иметь возможность контроля за работой пуско-зарядного устройства 12В, собранного своими руками в систему подключают амперметр или вольтметр.

Следующий этап – выбор корпуса. Поскольку в нем будет наводиться несколько отдельных блоков, то потребуется металлическая коробка больших размеров. Как вариант можно использовать корпус от вышедшего из строя стабилизатора напряжения.

Простое ЗУ своими руками, подробно:

Вот и все что потребуется для сборки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками. Схема относительно не сложная для того чтобы с ней мог справиться человек, обладающий минимальными знаниями в радиотехнике.

Единственное, о чем не стоит забывать – это то, что при использовании такого прибора необходимо соблюдать правила безопасности.

Эффективность такого устройства – мнение специалистов

Чтобы собранный своими руками прибор оправдал ваши надежды стоит придерживаться следующих требований.

Выбирать трансформатор нужно с запасом мощности. Во-первых, он будет меньше нагреваться в процессе работы и больше прослужит. Во-вторых, это позволит усовершенствовать собранный прибор при необходимости. Наличие в схеме пускового устройства для автомобиля, собираемой своими руками, мощного трансформатора избавит от необходимости приобретать понижающий или делать его самостоятельно.

Провода высокого давления следует выбирать только с хорошей изоляцией. Они будут меньше путаться, да и хорошая защита никогда не бывает лишней.

Провода, подключаемые к зарядному устройству, также могут быть изготовлены из кабеля, с которого снимается изоляция в том месте, где выполняется подключение. Для пускового устройства лучше выбирать медный и обязательно необходимого сечения. Иначе при принудительном заводе автомобиля он будет нагреваться, что может привести к КЗ. Идеальным вариантом станут съемные провода для прибора пуска. Это позволит сделать его эксплуатация более удобной.

Вот и все, что необходимо знать для того чтобы не только собрать самостоятельно устройство для восстановления аккумулятора, но и добиться его эффективной работы.