Дизельная электростанция может выступать как в роли самостоятельного источника электрической энергии, так и в качестве подстраховки централизованной электросети при плановых и аварийных отключениях. Как известно, правила эксплуатации некоторых объектов, например, медицинских учреждений, складов медпрепаратов или транспортных узлов, не допускают перебоев в электроснабжении, поскольку те могут привести к тяжелейшим последствиям.
Установка в таких местах дизель-электростанций позволит скомпенсировать сколь угодно длительные нарушения в работе традиционного источника электропитания. Кроме того, разного рода электрические приборы и оборудование, или хотя бы искусственное освещение, могут понадобиться там, где централизованное энергоснабжение пока попросту отсутствует. На буровых вышках, на базах геологов, в отдаленных лесных или горных районах, на запасных аэродромах и метеостанциях – всюду на помощь людям приходит электростанция.
Устройство и принцип работы
Главными узлами автономных дизельных силовых установок являются двигатель внутреннего сгорания и электрогенератор. Ротор электрогенератора соосно соединен с коленчатым валом двигателя, которым и приводится в движение. Оба агрегата закреплены на стальной раме. Помимо полностью открытых выпускаются дизельные электростанции в контейнере или в шумоизоляционном кожухе.
Последний особенно востребован при использовании агрегатов средней и большой мощности, отличающихся повышенным уровнем шума.Контейнерные модели полностью защищены от атмосферных воздействий, поэтому их можно устанавливать прямо на улице даже в местности с суровыми зимами.
Корпуса мощных двигателей снабжены так называемой рубашкой, по которой циркулирует теплоотводящая жидкость – масло, вода или антифриз. Агрегаты малой мощности чаще всего охлаждаются путем обдува.
При ручном запуске пусковой механизм приводится в действие вытягиванием шнура или поворотом ключа в замке зажигания. Но дизельная электростанция может оснащаться и автоматической системой пуска, которая срабатывает при сбоях в работе электросети.
Преимущества и недостатки дизельной установки
Дизельная станция представляет собой, своего рода, компромиссный вариант: по цене она дороже бензиновой, но дешевле газовой; по стоимости эксплуатации – дороже газовой, но дешевле бензиновой. Что касается взрыво-пожаробезопасности, то установки этого типа являются самым предпочтительным вариантом.
Смотрим видео, плюсы и минусы:
К списку достоинств можно причислить и то, что данное оборудование способна работать в непрерывном режиме, причем ресурс некоторых моделей достигает 40 тыс. часов (у бензиновых – не более 5 тыс. часов).
К характерным для дизель-генераторов недостаткам относят шум, необходимость принятия специальных мер для запуска в морозную погоду (установка подогревателей или добавление в топливо присадок), а также неспособность долго работать при малых нагрузках (не более 5 мин. при нагрузке ниже 25% от номинальной).
Критерии правильного выбора
К основным характеристикам дизельных моделей относят:
- Мощность.
Подбирается таким образом, чтобы агрегат большую часть времени был загружен на 75% — 90%. При расчете номинальную мощность потребителей, оснащенных электродвигателями, следует утраивать. Это связано со следующим явлением: величина потребляемого такими приборами тока в несколько раз превышает номинальную.
- Тип генератора.
Дизельная электростанция может оснащаться синхронным или асинхронным генератором. Первый тип лучше приспособлен к режиму перегрузок.
- Количество фаз.
Выпускаются однофазные и трехфазные установки. Применение трехфазной дизельной электростанции бывает необходимо для снабжения соответствующего оборудования или сетей с трехфазной разводкой.
- Наличие защиты.
Современная промышленность освоила выпуск как открытых, так и контейнерных электростанций. Последние размещаются в оборудованном и утепленном боксе. Существует и промежуточный вариант, который заключается в установке защитного кожуха со звукоизоляцией.
Популярные модели
На сегодняшний день рынок дизель-электростанций в нашей стране достаточно разнообразен, однако, можно выделить ряд моделей, которые особенно пришлись по душе потребителям. Стоит отметить, что не все они прибыли на наш рынок из-за рубежа. Российские марки, например модели АД, уверенно конкурируют с импортными аналогами. Возможно, характеристики электростанций российского производства не всегда дотягивают до европейского уровня, зато наши установки можно дешевле и быстрее отремонтировать, поскольку запчасти и инструмент всегда находятся под рукой.
Эти преимущества часто играют решающую роль, ведь по требованиям нормативных документов на восстановление вышедшей из строя дизельной станции должно тратиться не более 2-х часов. А в случае поломки импортного дизель-генератора выполнить ремонтные работы оперативно, как правило, бывает невозможно, так как запчасти и инструмент приходится выписывать под заказ.
Да и стоимость они имеют весьма солидную, подчас она достигает 40% стоимости самой установки. Кроме того, владельцу импортной дизельной электростанции придется использовать только самые лучшие горюче-смазочные материалы, в то время как отечественные агрегаты легко «переваривают» топливо и масла среднего и низкого качества.
SDMO T8HKM /мини
Электростанция дизельная контейнерного исполнения мощностью 7,5 кВт. Агрегат состоит из двигателя Mitsubishi L2E-SDH (жидкостное охлаждение, 3000 об/мин) и однофазного генератора S20FS-130. Установка может использоваться не только как запасной, но и как постоянный автономный источник электроэнергии.
О компании:
Мощность большинства дизельных электростанций в контейнере варьируется в пределах от 10 до 30 кВт, поэтому модель SDMO T8HKM позиционируется как «мини». Вес «малыша» составляет около 3 т. Контейнер размерами 2х1,2х1,5 м снабжен теплоизоляцией, предпусковым подогревателем топлива, и имеет пожарозащищенное исполнение.
Для предотвращения несанкционированного доступа на дверях бокса установлены прочные замки и панели. Если дизельная электростанция будет играть роль основного источника, контейнер можно оборудовать дополнительным топливным баком на 500 л.
Важное достоинство контейнерных дизельных электростанций заключается в возможности их монтажа вне помещения и эксплуатации при температурах до -40°С. Необходимо только заранее устроить бетонное основание.
Дизельные установки АД (Энергохолдинг)
В каталогах известной российской компании представлен целый ряд моделей с разной комплектацией и техническими характеристиками. В качестве приводных установок марки АД могут применяться как отечественные двигатели (ТМЗ, ММЗ, ЯМЗ), так и зарубежные (DEUTZ). Станции комплектуются синхронными генераторами мощностью от 10 до 300 кВт марок «БГ» (БЭМЗ, п. Баранчинский), «ГС» («Электроагрегат», г. Курск), а также производства компании Leroy Somer.
Изготовление оборудования марки АД может выполняться под заказ, срок исполнения которого при условии применения отечественных генераторов составляет до 45 дней.
По желанию заказчика производитель осуществляет поставку дизельных агрегатов в контейнере СЕВЕР или во всепогодном кожухе с шумоизоляцией. Также к числу дополнительных опций электростанций АД относятся:
- Шасси;
- Дополнительный топливный бак (стандартный имеет объем 200 л);
- Предпусковой топливоподогреватель;
- Блок автозапуска.
Оборудование марки АД могут располагаться на прицепах, которые также предлагаются производителем.
Matari MD 7000E
Компактная передвижная дизельная электростанция (оборудована шасси) мощностью 5 кВт. Одноцилиндровый 4-тактный двигатель имеет воздушное охлаждение. Ток вырабатывается в однофазном генераторе NIK DG 6000.
Станция может эксплуатироваться в непрерывном режиме. Предусмотрен автозапуск на момент прекращения подачи электроэнергии по основной сети.
Заключение
В современных условиях быт человека без электроэнергии организовать практически невозможно, поэтому дизельная электростанция часто представляется устройством незаменимым. Потребителю сегодня доступен широкий ассортимент как импортных установок, так и российских (дизельные электростанции АД и др.). Следует, однако, помнить, что генератор, даже самый лучший, не сможет качественно работать при неправильной организации электросети на объекте. Поэтому рекомендуем перед подключением установки пригласить специалиста.